Куклотерапия— это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, лечение с помощью кукол. Это одно из направлений арт-терапии, которое помогает ребенку допрожить непрожитые эмоции. В арт-терапию входит три элемента — взрослый, ребенок и между ними — промежуточный объект-кукла.
Куклотерапия считается направлением экологичным, потому что у ребенка есть возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и чувства на куклу.
В работе можно выделить ряд этапов, которые рекомендую соблюдать родителям и педагогам при создании сказочных историй с ребёнком:
1. Обдумать проблему, которая выявилась у ребёнка, попытаться понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.
2. Сформулировать основную идею рассказа. Определить, какие мысли и решения нужно сообщить ребенку.
3. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка.
4. Начать рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на дом ребёнка, имеет проблемы, сходные с проблемами ребенка. Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
5. Кульминация сюжетной цепочки рассказа – описать проблемную ситуацию сказочного героя.
6. Развязка – в конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения.
7. Наблюдать за реакцией ребенка по ходу рассказа: он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.