СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА
ПРЕДРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
(Заваденко Н.Н., 2015г.)
возраст | Восприятие речи и слух | ответ | Голосовые и экспрессивные реакции | ответ |
С рождения до 3 мес. | Оживление при громких звуках | Да
нет |
Выражение удовольствия – гукает, гулит | Да нет |
Улыбается, когда с ним говорят | Да
нет |
Плачет с разными интонациями, в зависимости от своих потребностей | Да
нет |
|
Узнает голос родителя м успокаивается, если плакал | Да
нет |
Улыбается, когда видит родителя | Да
нет |
|
Сосание усиливается или ослабевает в ответ на звук | Да
нет |
|||
4-6 мес. | Переводит взгляд в направлении звука | Да
нет |
Звуки при гулении больше напоминают речевые, увеличиваются их количество | Да
нет |
Реагирует на изменения интонации голоса родителя | Да
нет |
Выражает голосом беспокойство и неудовольствие | Да
нет |
|
Замечает игрушки, которые издают звуки | Да
нет |
Когда остается один или играет с родителем, приводит «Журчащие» звуки | Да
нет |
|
Обращает внимание на музыку | Да
нет |
|||
7 мес – 1 год | С удовольствием играет в ладушки, «ку-ку!» (прятки) | Да
нет |
Имеется лепет в виде коротких и более длинных цепочек слогов | Да
нет |
Поворачивается и смотрит в направлении звука | Да
нет |
Использует лепет и вокализации (не крик), чтобы привлечь к себе внимание | Да
нет |
|
Слушает, когда с ним разговаривают | Да
нет |
Имитирует разные звуки речи | Да
нет |
|
Узнает название звуковых предметов | Да
нет |
Произносит 1-2 слова ( не обязательно четко) | Да
нет |
|
Начинает реагировать на просьбы | Да
нет |
Все вопросы распределены на две группы и характеризуют формирование импрессивной и экспрессивной речи:
- Восприятие речи и слух (в дальнейшем – понимание речи);
- Голосовые и экспрессивные реакции (в дальнейшем – речевые экспрессивные реакции). Интерпретация: все ответы «Да» – речь ребенка развивается нормально, слух не нарушен; 1-2 ответа «Нет» – необходимо обратиться к специалистам (врачу, логопеду), а также исследовать слух.
СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СО 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ ДО 5 ЛЕТ
(Заваденко Н.Н., 2015г.)
возраст | Восприятие речи и слух | ответ | Голосовые и экспрессивные реакции | ответ |
1-2 года | Показывает на картинки в книге, когда их называют | Да
нет |
С каждым месяцем говорит все больше слов | Да нет |
Показывает на несколько частей тела. Когда его попросят | Да
нет |
Комбинирует по 2 слова во фразы | Да
нет |
|
Выполняет простые указания и понимает простые вопросы | Да
нет |
Задает несколько вопросов из двух слов | Да
нет |
|
Слушает простые рассказы, стихи и песенки | Да
нет |
Произносит разные согласные звуки в начале слов | Да
нет |
|
2-3 года | Понимает различия в смысле слов: иди-стой, в-на, большой-маленький, верх-низ | Да
нет |
Почти все может обозначить словами | Да
нет |
Выполняет два последовательных указания («Возьми книгу и положи её на стол») | Да
нет |
Пользуется фразами из 2-3 слов, когда о чем-то рассказывает или просит | Да
нет |
|
Речь ребенка в основном понятна его близким | Да
нет |
|||
Называет предметы, когда спрашивает о них или обращает на них внимание | Да
нет |
|||
3-4 года | Слышит родителя, когда его зовут из другой комнаты | Да
нет |
Рассказывает о том, что делал, чем занимался в саду или гостях у друзей | Да
нет
|
Слышит телевизор или радио при той же громкости, что и другие члены семьи | Да
нет |
Обычно говорит легко, без повторов слогов или слов | Да
нет |
|
Понимает простые вопросы: «Кто?». «Что?», «Где?» | Да
нет |
Посторонние люди обычно понимают речь ребенка | Да
нет |
|
Произносит много предложений из 4 и более слов | Да
нет |
|||
4-5 лет | Внимательно выслушивает короткий рассказ и отвечает на простые вопросы по его содержанию | Да
нет |
Четко произносит большинство звуков речи | Да
нет |
Выслушивает и понимает большую часть из того, что говорят дома и в детском саду | Да
нет |
В речи имеются предложения с описанием многих деталей | Да
нет |
|
Рассказывает истории по определенным темам | Да
нет |
|||
Легко разговаривает с детьми и взрослыми | Да
нет |
|||
Связывает слова по правилам. Как взрослый | Да
нет |
Все вопросы распределены на две группы и характеризуют формирование импрессивной и экспрессивной речи:
- Восприятие речи и слух (в дальнейшем – понимание речи);
- Голосовые и экспрессивные реакции (в дальнейшем – речевые экспрессивные реакции). Интерпретация: все ответы «Да» – речь ребенка развивается нормально, слух не нарушен; 1-2 ответа «Нет» – необходимо обратиться к специалистам (врачу, логопеду), а также исследовать слух.