Нормы развития речи детей

Возраст до года называют периодом предречевого развития.

В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного является крик или плач, таким образом, он сообщает об испытываемом дискомфорте.

В это время происходит тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные звуки средние между «а» и «э».

Интерес к человеческой речи младенец проявляет с 4- 5 недели жизни, реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.

С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню.                                       С 7-8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гукание»-начальное гуление).                                                                                На 1,5- 3 месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.                                                                       С 4-6 месяцев – цепочки звуков или «свирели».                                                                                      В 6- 7 месяцев жизни – гуление постепенно переходит в лепет.                                                          В 8-10 месяцев – модулированный лепет, который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма) с различными интонациями. Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это ещё не речь.                                                                                                                                                       В 9 – 10 месяцев – очень активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа).                               В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания (ладушки, сорока, где лампочка? и т.д.), начинает понимать слово «нельзя».                                                                         11 – 12 месяцев – время появления первых слов. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «покажи то-то», «дай то-то».

     Возраст от 1 года до 2 лет:

  • 1год- появление односложных предложений
  • 1год 3мес.-запас слов до 30
  • 1год 6мес.- запас слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова
  • 1,5-2года – появление фраз, двухсложных предложений
  • 1,5-2года – первый период вопросов: «Что это?», « Куда?», «Где?»
  • 2года – запас слов до 200-300

     Возраст от 2 до 3 лет.

  • 2года – начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами
  • 2года – появление трехсложных предложений
  • 2года 6мес. – появление многосложных предложений
  • 2года 6мес. – 3года – могут сохранятся трудности звукопроизношения ( свистящие, шипящие, сонорные звуки)
  • 3года – запас слов до 800- 1000

Возраст от 3 до 4 лет.

  • 3года – употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам
  • 3-4года – второй период вопросов: «Почему?», «Когда?»
  • 3-4года- фразы становятся длиннее, их смысл усложняется
  • 3-4года- могут сохранятся недостатки в произношении ряда слов(длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков
  • 4года – дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи
  • 4года – умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и т.д.
  • 4года – запас слов до 2000

       Возраст от 4 до 5 лет.

  • 4-5лет – высказывания приобретают форму короткого рассказа
  • 4-5лет – исчезают почти все возрастные неправильности произношения
  • 5 лет – умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа
  • 5лет – запас слов 2500

Возраст от 5 до 7 лет.

  • 6лет – в речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи
  • 6лет – отсутствуют недостатки произношения звуков и слов
  • 6лет – умеют составить рассказ (пересказ) из 40-50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего
  • 7лет – запас слов достигает до 10-13 тыс. слов